Самоназвание
вадьялайн, живут в
Ленинградской области.
Относятся к
беломорско-балтийской расе
большой евоопеоидной расы.
Водский язык, относящийся к
(трибалтийско-финской
группе финно-угорских
языков, имеет два диалекта:
западный и восточный.
Водь ("вожане") -
древнейшее население
Ингрии (Ингерманландии,
Ижорской земли) начинает
упоминаться в летописях с XI
в.; с вхождения в состав
Новгородских земель среди
води постепенно
распространяется
православие. В источниках
XVIII в. известны также как
чудь. Водь, переселенная в XV
в. Ливонским орденом на
латышские земли, известна
как кревинги. Сокращение
численности води в средние
века связано с войнами на
территории Ингрии и
постепенной ассимиляцией
русскими и ижорой.
Традиционные занятия -
пашенное земледелие,
рыболовство, лесные
промыслы. С конца XIX в.
усиливается отход в
промышленные центры. В
традиционной материальной
культуре сильно русское
влияние. До начала XIX в.
сохранялся женский костюм
с четкой градацией по
возрастным группам:
нательная безрукавная
наплечная одежда, у девушек
- льняная белая, у замужних -
синяя суконная, поверх -
короткая кофта; пожилые
женщины носили одежду типа
рубахи. Головные уборы
включали жесткие и
полотенчатые формы.
Характерны несколько типов
передника, одновременное
ношение нескольких поясов,
набедренники, нагрудники,
украшенные вышивкой, нитью,
бисером, раковинами каури.
Водь, жившая по р. Луге,
носила поверх рубахи
несшитую юбку,
заимствованную у западной
ижоры. Во II половине XIX в.
обычным становится русский
сарафан. Русское влияние
отразилось также на
традиционной обрядности.
Характерны
общедеревенские культовые
братчины с коллективной
варкой пива. До XX в.
сохранялись пережитки
дохристианских верований:
культовые деревья,
источники, камни, реликты
культа коня, барана и др.
История води.
Местом расселения водского
народа за несколько
столетий до современной
эпохи были территории от
Северо-Восточной Эстонии
до Ладожского озера, а на
юге тянулись до самого
Новгорода. Однако в XIX-XX вв.
водь жила только в деревнях
Западной и Северной
Ингерманландии, к
северо-востоку от Нарвы.
Осенью 1990 г. финские учёные
получили от официальных
советских властей
информацию, что в Советском
Союзе проживает 67 человек
водской национальности.
Водский язык относится к
южной ветви
прибалтийско-финской
группы финно-угорских
языков ближайший
родственный ему язык -
эстонский (северные
говоры). Практически можно
считать водский язык
мёртвым, в бывших когда-то
водскими деревнях им
владеют лишь несколько
человек преклонного
возраста, да и те
используют имеющий водский
субстрат диалекта
ижорского языка.
Мнения учёных относительно
этногенеза водского народа
и формирования его языка
разделились. Согласно
наиболее известной точки
зрения, предками води были
переселившиеся к востоку
от реки Нарвы северные
эстонцы, которые в
продолжение I тыс. н. э.
стали отдельным народом. По
другой гипотезе, водский
народ сформировался из
местного населения эпохи
неолита и раннего
железного века, которое как
в этническом, так и в
лингвистическом отношении
находилось в более близком
родстве с жившими западнее
эстонскими племенами.
Самые ранние
археологические находки,
которые можно отнести к
предкам водского народа,
восходят к IV-V1I вв. и. э.
Вместе с ижорцами водь
являлась коренным
населением территории
Ингерманландии. Их земли
лежали вдоль важнейших
торговых путей с востока на
запад на юго-восточном
побережье Финского залива
Переселенческий поток
восточнославянских племен
(кривичей и словен) в VI-VIII
вв. достиг земель между
озёрами Пейпус (Чудским) и
Ильмень, а в Х в. постепенно
распространился и на
другие области
Ингерманландии.
В древнерусских летописях
название различных
прибалтийско-финских
народов впервые
встречается в связи с
рассказом об основании
Новгорода (859 г.) в форме
"чудь" - этноним, в
котором наряду с другими
следует видеть, вероятно, и
водский народ. Под 1069 г.
водский народ первый раз
упоминается отдельно под
именем "водь", когда
водская рать в союзе с
полоцким князем напала на
Новгород, но потерпела
поражение. Начиная с XI в.
водь попадает в зону
влияния Новгорода, и их
зависимость от феодальной
Новгородской республики в
последующие столетия
возрастает всё больше.
Населённые водью земли
стали северной частью
Новгородского княжества.
С середины XII в. водь уже
сражается вместе с
новгородцами с племенем
Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII
в. - против шведских и
немецких
рыцарей-крестоносцев
причём земли води часто
разоряют чужие войска, а
сотни и тысячи жизней её
жителей уносят различные
эпидемии. С 1270 г. водь и
ижора несли воинскую
повинность в новгородских
дружинах. В Новгороде
военная и политическая
власть находилась в руках
восточных славян, хотя, по
сведениям одного
письменного источника, на
новгородском вече говорили
главным образом "по-чудски".
Таким образом, водь играла
достаточно важную роль в
жизни новгородского
города-государства. В XIII в.
населённые водью
территории простирались от
реки Нарвы до реки Ижоры и
от Финского залива до
города Гдова.
Интерес к водским
территориям проснулся и у
католической церкви. Папа
Александр III в своей булле
конца XII в. упоминает
язычников Водской земли (pagani
Watlandiane). Несмотря на то, что
водь приняла православие,
папа римский в 1255 г.
назначает на карельских и
водских землях своего
епископа. Водской землей
живо интересовался и
немецкий рыцарский орден,
его войска часто
вторгались туда. В 1440-е гг.
они увели с собой
захваченных водских
пленников, которых затем
поселили в Курляндии. К
середине XIX в. называемые
местным латышским
населением "кревепсши"
(русскими) потомки водских
пленников были полностью
ассимилированы.
В 1478 г. Московское великое
княжество присоединило к
себе Новгород, разделив его
земли на пять
административных единиц,
одна из которых стала
называться "Водской
(Вотской) пятиной". В 1484 и
1488 гг. большое количество
води было силой вывезено в
среднерусские земли, а на
их место переселили
русских. Вероятной
причиной насильственного
выселения была
необходимость обеспечения
безопасности пограничных
областей Русского
государства. Этой же цели
служило также обращение в
православие,
распространению которого
на водских землях
уделялось особое внимание,
ибо оно служило опорой
власти и верным залогом
русской гегемонии.
Несмотря на это, в середине
XVI в. два новгородских
епископа жалуются, что водь
по-прежнему держится своих
языческих верований. Позже
на этих территориях
усилилась миссионерская
деятельность русской
церкви. На внедрение
православия указывает тот
факт, что в среде коренного
населения вошли в обиход
русские имена, дававшиеся
при крещении.
С 1617г. на протяжении почти
целого столетия Водская
земля была частью Швеции.
Из-за насильственного
обращения в протестантство
и налогового бремени
многие из водского народа
бежали в Россию, а на их
место поселили финнов из
Юго-Восточной Финляндии,
исповедовавших
евангелистскую веру.
В годы Северной войны (1700-1721
гг.) этот край вновь сменил
хозяев, после тяжёлых битв
русский царь Пётр Великий
основал на его землях город
Санкт-Петербург (1703 г.), а
большое количество води
выслали в Казань. В новую
столицу и её окрестности
прибыло много русских
жителей, что привело к
значительному усилению уже
начавшейся ранее
ассимиляции води. Фавориты
царя получили земельные
угодья и поместья в
Ингерманландии, и
повинности сельского
населения ещё более
возросли.
К середине XIX в. стало ещё
слабее самосознание води
как народа, последним
бастионом которого являлся
водский язык. К этому
времени почти половина
води знала русский язык,
ибо почти полностью
находилась под
воздействием русской
культуры, его усилению
способствовало и
православие. Хотя у води
имелся свой самобытный
фольклор, материальная
культура и обычаи, всё
больше распространялись
русские песни и русский
уклад, русский быт. Во
второй половине XIX в.
численность карел, ижорцев
и вепсов существенно
выросла, в то время как
количество води
уменьшилось до одной пятой
от прежнего количества.
Численность водского
народа с середины прошлого
века и до наших дней
изменяласьсь следующим
образом:
1848 - 5148 чел.
1917 - прибл. 1000 чел.
1926 - 705 чел.
1942 - 300-500 чел.
1959 - прибл. 50 чел. (владеют
родным языком - 70%)
1982 - 66 чел.
1989 - 62 чел. (владеют родным
языком - 50%)
Водь с течением своей
истории ассимилировалась
не только с русскими, но и
эстонцами, финнами,
ижорцами. В 1930-е гг. води
было уже так мало, что орган
советской власти посчитали
ненужным создавать для них
литературный язык.
Практически уже тогда
молодёжь пользовалась
русским языком.
Ускорению процесса
ассимиляции води
способствовали и советские
органы власти. Часть
водских крестьян была
депортирована, а
оставшихся насильно
загнали в колхозы. Водь
ограничивали в
использовании лодок, ловле
рыбы, развитии домашних
ремесел. Всё это вынуждало
водь уезжать в города.
Mногие подвергались
репрессиям из-за своей
веры, других ссылали
потому, что они признавали
себя русскими. Последний
удар существованию
водского народа был
нанесен, по всей видимости,
тогда, когда его
представители прекратили
заниматься традиционными
ремеслами и оставили
привычный уклад жизни
(возделывание земли,
животноводство,
рыболовство, народное
прикладное искусство).
Вторая мировая война также
способствовала углублению
вышеупомянутых тенденций,
поскольку из-за близости
водских территорий к
Ленинграду они оказались
на линии фронта. При
отступлении финских и
немецких оккупантов водь
так же как
финны-ингерманландцы и
ижорцы, была эвакуирована в
Финляндии. После войны
возвращавшихся на свои
земли жителей советские
власти расселяли по всей
стране, и лишь после 1956г. он
и смогли вновь вернуться на
родину, но тогда в их домах
уже по большей части жили
русские семьи.
Подобно ливам, в отношении
водского народа тоже самым
удивительным является то,
что он сохранился вплоть до
наших дней, ибо у води
никогда не было ни, своей
самостоятельной
административной
территории, ни
литературного языка и
письменной литературы, ни
обучения на родном языке;
да и история их не щадила,
поскольку войны, эпидемии,
голод, депортации,
эвакуации безостановочно
сменяли друг друга.
Населённые водью земли
лежали в исключительно
важном в стратегическом
плане месте, и это стало
решившим его участь
фактором в жизни
маленького народа, который
с точки зрения своей
численности и истории
никогда не принадлежал к
"великим народам", но,
храня верность своему
традиционному укладу,
всегда хотел жить на земле
отцов и дедов.
Кирха
в Мельниково (Ряйсяля).
Год
постройки -1816 (?).
Кирха
в районе дер. Ромашки (бывш.
Vuoksela)
Поселок
Vuoksela к сожалению на
современных картах не
обозначен. Расположен он
был напротив поселка
Ромашки, что в 12 км от ж.д.
платформы Лосево
приозерского направления.
Кстати, из Ромашек
остроконечная часть кирхи
видна через р.Воукса. Но для
того чтобы подъехать нужно
вкруговую примерно 20 км.
Сегодня здесь находится
чудом сохранившаяся
финская кирха в
полуразрушенном состоянии.
Людей не видел, только пять
собак облаяли меня сверху
до низу. Так как я оказался
не прошенным гостем, фото
пришлось производить не
выходя из машины. Рядом с
кирхой расположился
солидный особняк из
калиброванного бревна, тут
же гостевой домик и
вероятно баня. Что
находится внутри не знаю,
но снаружи очень
впечатляет. Практически на
кирхе установлена
спутниковая антенна.
Территория особняка и
кирхи огорожена одним
забором из сетки, все видно,
но не подойти. Все окна и
двери на кирхе заколочены
оцинкованным железным
листом, кровля в нескольких
местах обвалилась От
бывшего финского поселка
осталось немногое.
Несколько домиков местных
жителей, прямо на берегу.
Кирхи
в Токсово, Осиновой Роще и
Приозерске.
Фотографии были
сделаны в мае-августе 2001
года.
Кирха в Осиновой
Роще (Haapakangas) построена
совсем недавно, году в
1997-1998. Самая же старая из
представленных, кирха в
Токсово (Toksova), 1887 года, если
верить Евгению Балашову,
при этом, она имеет
классический вид и
выглядит вполне современно
для построек такого рода.
Кирха же в Приозерске (Käkisalmi),
построенная в 1930 году
сложена из тесаного камня и
кажется сооружением
средневековой эпохи.