Северная Ингрия Родина для ингерманландца
История Инкери Ижора, финно-угоры
Вепсы Петрозаводск 
Водь Кирхи 
Корела и Русь Приозерск, Круглая башня, Корела 
Уголок Краеведа Ссылки
Губернатор В.Я.  Семья Вилкоуку из деревни Вилкоуку
Фотогалерея

Город в деталях
 

Приозерск
Круглая (Пугачевская) башня
Средневековая Корела


Приозерск
 

Приозерск находится на севере Ленинградской области, на Карельском перешейке, недалеко от впадения реки Вуоксы в Ладожское озеро. В центре города расположена древнее укрепление "Корелы". На самом деле, название Корела, как и Кексгольм, Кякисальми, Приозерск - это имя одного и того же города, который на протяжении своей долгой, более чем семивековой истории переименовывался несколько раз. Впрочем, история города возможно и еще более древняя. По "не вполне достоверным источникам конца 16 - начала 17 века" в 879 году в Кореле умер Князь Рюрик.

В древности крепость Корела находилась на острове реки Вуоксы (древнее название Узерьва, Узорва), но со временем, из-за понижения уровня воды в реке, один из рукавов древнего русла высох, и крепость оказалась не на острове, а на мысу. Примечательна истинно русская история этого "понижения уровня воды". В середине прошлого века, было решено прокопать канал из озера Суходольского прямо в Ладогу. Целью данного проекта являлось ускорить прохождение торговых судов из Выборга во внутренние воды России. Строительство началось, однако, в силу ряда причин, до конца доведено не было. В один прекрасный момент в 1857 году стихия прорвала перемычку и хлынула в нелостроеный канал. Очень быстро вода прорыла себе новое русло, (ныне - река Бурная) уровень в Суходольском озере катастрофически понизился. Однако, ожидаемого эффекта стихия не принесла. Русло Вуоксы которое проходило через Приозерск обмелело, в районе деревни Лосево образовались пороги на которых в наше время проводят соревнования по водному туризму, судоходство практически прекратилось, во всяком случае транзитное.

Вернемся, однако, к крепости. Представляют огромный интерес хорошо сохранившиеся до нашего времени сооружения крепости, которая долгое время являлась очень важным оборонительным укреплением на Севере России.

В экспозиции музея, действующего на территории крепости, можно ознакомиться с материалами археологических раскопок, а также со многими документами, рассказывающими о славной боевой истории древнего города.

В настоящее время Приозерск, получивший это название в 1948 году, является крупным районным центром Ленинградской области. Через город проходят шоссейные дороги и железнодорожные пути, соединяющие его с городами области. В городе развита промышленность. Наиболее крупными предприятиями считаются Приозерский целлюлозный и молочный заводы. Приозерский ЦБК (Целлюлозно-бумажный комбинат) был знаменит на всю страну . До его закрытия сопровождавшегося ужасным скандалом на всю область (на модернизацию и перепрофилирование) предприятие, чьи цеха расположены прямо на берегу Ладоги, исправно разбавляло воды некогда одного из самых чистых озер Европы своими зловонными отходами.

Вне пределов крепости и завода, Приозерск - приятный тихий городок. Здесь приятно прогуляться по центральной улице, особенно зимой, при свете фонарей. Исключительное по своей красоте место - территория Приозерского санатория. Зимой здесь светят фонари, освещающие узенькие дорожки для прогулок. Иногда дорожки пересекают протоки Вуоксы, и через них переброшены небольшие мостики.

Приозерский край - прекрасное место для туризма и отдыха. Чудесная природа, леса, озера, скалы и реки, богатые рыбой и представляющие интерес для водного туризма, - все это привлекает огромный интерес к этим местам жителей не только Петербурга, но и других областей нашей страны. Из Приозерска начинаются очень популярные водные маршруты как по Вуоксе, так и по Ладожским шхерам. В Приозерском районе, на самой границе с Карелией расположены знаменитые "Скалы" - место паломничества тысяч любителей альпинизма и скалолазанья.

Страницы истории

Русский город Корела возник в конце XIII века на месте небольшого карельского поселения. Местные жители, карелы, в то время признавали свою зависимость от Новгородцев и находились под сильным воздействием русской культуры и христианской веры. Между тем, непрестанную борьбу за эти земли вели шведские рыцари. В 1295 году они появились под стенами Корелы и даже временно ею овладели, что побудило Новгородцев выстроить на острове новые укрепления вместо старых.

В результате чего, модернизированная крепость, ставшая мощным форпостом Новгорода на Карельском перешейке, выдержала нападения шведов в 1314, 1322, 1337 и 1338 годах.

Соседство сильного опорного пункта шведов на Карельском перешейке - Выборга - и постоянные нападения на Корелу заставили Великий Новгород принять дальнейшие меры по укреплению крепости. В 1364 году была построена каменная башня, которая значительно укрепила существовавшие тогда деревоземляные сооружения. Это было первое каменное сооружение Корелы.

К XVI веку Корела изменилась, писцовые новгородские книги 1500 года описывают ее как большое городское поселение, состоящее из нескольких частей, которые находились в административном и военном подчинении у главного своего центра - детинца.

Посад разросся и занимал, кроме основного острова, остров Спасский, а также северный (за Федоровской протокой) и южный берег реки Вуоксы (посад "на Ореховой стороне").

Включение Карельской земли, в числе других новгородских владений, в состав Московского государства, способствовало дальнейшему развитию и укреплению Корелы. Тогда же по периметру Спасского острова был насыпан земляной вал, обнесенный дубовой стеной.

В конце XVI века Корела подвергалась неоднократному нападению шведов.

В начале XVII века, когда отряды Лжедмитрия I во главе польско-литовского войска вторглись в Россию и овладели Москвой, царь Василий Иванович Шуйский, чтобы получить военную поддержку Швеции, отдал ей Корелу с уездом, но горожане категорически отказались признать власть Швеции. В 1610 году шведское войско вторглось в уезд и началась планомерная осада городских укреплений. Обороной Корелы руководил Иван Михайлович Пушкин (предок поэта). Только 2 марта 1611 года после шести месяцев блокады крепость была сдана. Из трехтысячного населения осталось в живых несколько десятков стрельцов и около сотни жителей.

После заключенного в 1617 году Столбовского мира, часть принадлежавших России земель, прилегающих к Финскому заливу, была потеряна для России. Корела с уездом была в течение почти ста лет под властью Швеции.

Шведы, понимая важность этого опорного пункта, начали в конце первой половины XVII века проводить большие строительные работы по укреплению крепости. Они разобрали оставшиеся деревянные стены детинца, увеличили высоту земляных валов, облицевали с обеих сторон валунной кладкой. Внутренний двор детинца застроили каменными зданиями, была построена мощная воротная башня с двумя ярусами боя.

Земляные валы Спасского острова также были усилены облицовкой валунными камнями, на его бастионах были установлены пушки. Воротные башни детинца и Спасского острова соединялись подъемным мостом. Через Федоровскую протоку к посаду также вел мост с подъемной частью. Кроме того, были усилены редутами маленькие острова на подступах к крепости, а подход на лодках был затруднен вбитыми в дно реки кольями.

8 сентября 1710 года во время Северной войны Кексгольмская крепость, (шведское название Корелы), была взята русскими войсками под руководством генерала Романа Брюса, которому Петр I дал приказ: "оную крепость утеснять только бомбордированием, а не формально атаковать, дабы людей даром не истратить". В честь взятия Кексгольмской крепости в 1710 году была выбита памятная медаль.

По мирному договору 1721 года Швеция навсегда отказалась от притязаний на Карельские земли. Кексгольм почти сто лет выполнял роль военного форпоста на подступах к Российской столице - Петербургу.

Весной 1791 года сюда прибыл великий русский полководец А. В. Суворов, который доложил императрице Екатерине II, что крепость "к обороне исправна".

  С 18 века крепость поменяла назначение и стала выполнять роль тюрьмы. Так после казни Емельяна Пугачева в 1774 году туда была отправлена жена Пугачева с тремя его малолетними детьми и так называемая "вторая жена" - 16-тилетняя уральская казачка Устинья Кузнецова, они содержались в крепости в строгой секретности без имен, под номерами. Спустя полвека, в 1826 году, уже состарившиеся, оставшиеся в живых дети Пугачева были переведены в жилой дом, находящийся возле крепости, чтобы уступить место новым узникам - декабристам.

В середине XIX века, с началом развития капитализма в России, в Кексгольме тоже стали возникать первые промышленные предприятия.

Большое значение для города имело начавшееся в 1826 году постоянное пароходное сообщение по Ладоге в направлении Кексгольм - Петербург и Кексгольм - Сердоболь (Сортовала). Пароходы с богомольцами и туристами, плывшими на красивый остров Валаам, непременно заходили в Кексгольм, благодаря чему здесь побывало очень много художников и писателей. Так в 1872 году город посетил замечательный русский писатель Н.С.Лесков, отразивший свои воспоминания о городе "Корела" (назван писателем древнерусским именем) в повести "Очарованный странник".

Транспортные связи Кексгольма со столицей улучшились со строительством в конце XIX века железной дороги, проходящей в 35 км от города. В это же время была проложена телеграфная линия, связавшая Кексгольм с другими городами России, и начала функционировать телефонная станция. Тогда же в городе стала выходить первая газета "Вуокса" (на финском языке). Население города состояло в основном из финнов и русских, около 20 улиц города имели названия на двух языках.

Большую роль для развития города на рубеже ХХ века сыграло открытие здесь небольшого курорта, а также начавшееся в 1913 году строительство железной дороги от Петербурга до Кексгольма и далее до станции Хийтола. Сохранившийся с тех времен деревянный железнодорожный вокзал стоит и поныне. Интересно, что современная железнодорожная платформа буквально соседствует с Вуоксой - от нее до воды едва ли больше 10 метров.

Революционные события 1917 года, происходившие в России, непосредственно отразились и на Кексгольме. 31 декабря 1917 года в Смольном Совет Народных Комиссаров под председательством В. И. Ленина принял решение о независимости Финляндии, по которому город в числе других районов Карельского перешейка перешел к государству Финляндия. В течение последующих 22 лет город носил финское имя Кякисальми.

После советско-финской войны 1939-1940 годов в результате мирного договора от 12 марта 1940 года город был передан Советскому Союзу.

Тяжелая судьба постигла Кексгольм во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Город был занят оккупантами 21 августа 1941 года. Только спустя четыре с половиной месяца после полного освобождения Ленинграда от блокады наши войска пошли в наступление по всему Карельскому перешейку. В сентябре 1944 года Кексгольм по перемирию, заключенному с Финляндией, был передан России второй раз за 5 лет, была восстановлена прежняя советско-финская граница 1940 года.

Достопримечательности

Памятники, находящиеся на территории детинца, дошли до нас в хорошем состоянии. Была отреставрирована воротная башня XVII века, на ней восстановлена деревянная смотровая вышка. Внутри крепостного двора сохранилось здание постройки XVI века (старый арсенал и пороховой погреб). В здании порохового погреба постройки 1769-1776 годов (новый арсенал) размещена экспозиция краеведческого музея.

Памятники Спасского острова (Новая крепость) сохранились хуже. Прослеживается линия бывших бастионов, облицованных валуном, сохранились двое крепостных ворот. Вызывают большой интерес ворота, ведущие к детинцу (Старой крепости), обшитые в XVIII веке трофейными шведскими латами; вторые ворота вели к Федоровской протоке. Сохранились также помещения солдатских казарм (середина XVIII века), уцелело здание церкви.

В 1910 году на главной площади у здания православной церкви был установлен памятник Петру I. Памятник поставлен на средства солдат и офицеров Кексгольмского полка, чей двухсотлетний юбилей совпал с двухсотлетием освобождения города от шведов.

 

Круглая (Пугачевская) башня

 

Построена шведами (под руководством Якоба ван Стендела) в 1582-1585 гг.

Что означает "1795" - не знаю

Хотя сама крепость считается памятником новгородского зодчества XIV века (город был "пригородом" Великого Новгорода, также как, например, Орешек, Копорье, Старая Ладога), однако она часто перестраивалась из-за штурмов и пожаров.

Нападения шведов здесь отражали в 1314, 1322, 1337 и 1338 годах, а затем в XVI веке. В 1610-м крепость была захвачена (из 3 тысяч жителей выжили около сотни). Обороной руководил Иван Михайлович Пушкин (предок поэта).

Таким образом, Корела и прилегающие земли оказались с 1617 года под властью Швеции.

В 1710-м (при Петре I) шведы потерпели поражение от наших войск и навсегда отказались от этих территорий.

С XVIII века крепость использовалась как тюрьма. Здесь сидели две жены Пугачева и его дети. Сидели около 30 лет, после чего уступили место декабристам.

(ворота на снимке раньше были обиты трофейными шведскими латами, но потом их заменили на обычные. Старые хранят внутри башни)

В 1917-м году Совет Народных Комиссаров принял решение о независимости Финляндии (по ее просьбе).

Соответственно, город отошел к Финляндии. Назывался он тогда Кякисалми. Ну а граница проходила недалеко от Лемболово.

После советско-финской войны, по мирному договору 1940-го года, Карельский перешеек отошел СССР (включая и будущий Приозерск). При этом граница отодвинулась от Ленинграда на 100 километров, а финны лишились выхода к Ладожскому озеру. 

Во время Великой Отечественной войны город был снова захвачен (с 1941-го) и возвращен уже в 1944-м. 

Так выглядит крепость изнутри

Слева - Круглая башня. Рядом с ней - Старый Арсенал (ровесник башни).

Белое здание справа - Новый Арсенал (включая пороховой погреб).

В Новом Арсенале (построен в 1769-1776 гг.) с 1939 года был Краеведческий музей, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что он закрыт (не знаю, постоянно или временно). Вместо него приглашают смотреть выставку восковых фигур (Бельмондо, Шварценеггер и т.д.)

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КОРЕЛА. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ

(Корельская земля новгородских летописей)


Александр Иванович Сакса - видный петербургский археолог. Родился в 1951 г. в Петрозаводске. Обучался на историческом факультете Ленинградского государственного университета. С 1978 г. работает в Институте археологии (ныне Институт истории материальной культуры) Российской Академии наук. Старший научный сотрудник, доцент, автор более 100 научных публикаций, в том числе монографии "Карелия в период железного века: происхождение и ранние этапы развития древне-карельского общества", изданной в 1998 г. в Йоенсуу на финском языке.

Александр Иванович имеет степень доктора философии. Защитил свои диссертации в России в 1934 г. и в Финляндии, в Университете Йоенсуу, в 1998 г. Участник и организатор российско-финляндского сотрудничества в области археологии, культуры и палеоэкологии. Член Финского литературного общества и Общества Калевалы. Ведет последовательные археологические изыскания на Карельском перешейке, в основном в городах Приозерск и Выборг. Разработал новую трактовку истории культуры племени корела и ее соседей. Давний друг Музея-крепости "Корела".


Достаточно поступательное и наглядно проявляющееся развитие культуры железного века в Приладожской Карелии фиксируется начиная с середины I тысячелетия н. э., и связано оно с более глобальными процессами европейской истории, приведшими к возрастанию роли и самостоятельности в развитии отдельных областей в регионе Балтийского моря. В этой северной зоне проживания разноэтнических народов происходит становление национальных (племенных) культур и экономик на базе технологии железного века. Необходимо сразу отметать неравномерность в развитии различных частей этой территории; так, в Скандинавии, Прибалтике и Западной Финляндии к железному веку сформировались развитые и самостоятельные в культурном отношении области.

Из этого следует, что культура карел, как и других восточных прибалтийско-финских народов, не могла не развиваться под сильным внешним влиянием. На этом пути прослеживается несколько этапов. На начальном" относящемся к первой половине - середине I тысячелетия н. э., на основной территории прожившая пракарел - на Карельском перешейке и в Северо-Западном Приладожье - параллельно (одновременно) существовали две различные культуры: местного населения, сохранявшего традиции каменного века, и пришлых промысловых охотников, принесших с собой изготовленные из железа наконечники копий и топоры, каменные блоко-видные кресала, а также земледельческие навыки, что выявилось в ходе проведенных на этой территории в последние годы палеоэкологических исследований. Поиск аналогий упомянутым выше изделиям позволил установить, что они происходят из более развитых областей региона, то ость из Западной Финляндии, Эстонии, а также с Верхней Волги, где сформировался свой центр культуры железного века. Эти находки свидетельствуют о возросшем интересе к северной пушнине и, соответственно, о развитии пушной торговли в регионе.

В эпоху Меровингов (VII- VIII в.в.) происходит становление центров постоянного населения. Как и на предыдущем этапе, роль Вуоксы как важнейшего стимулирующего развитие фактора была исключительно важна: все известные находки поселений или следов таковых на перешейке приурочены к этой водной артерии. Роль Вуоксы как водного пути сохраняется и усиливается, она становится связующей внутренней артерией. Значение этой водной системы в выборе места поселения все в большей степени определяется хорошим качеством земли по ее берегам, наличием сухих, удобных для проживания всхолмлений с суглинистыми и песчаными почвами. В материальной культуре этого времени наблюдается сильное западнофинское влияние. Погребальный обряд сохраняет архаичные черты; погребения перекрываются каменно-земляной насыпью (как и в Восточной Финляндии в целом), в то время как в Западной Финляндии именно с началом этой эпохи перешли к обряду захоронения на каменной вымостке. Уже это обстоятельство указывает на то, что к теории переселения к берегам Ладоги из Западной Финляндии части населения следует относиться с оговорками.

С наступлением эпохи викингов с присущей ей активной торговой деятельностью в регионе развитие этих переселенческих центров "притормаживается"" оно в археологическом материале четко не проявляется. Погребения этого времени представлены одиночными воинскими захоронениями с отчетливыми западнофинскими чертами как в погребальной обрядности (трупосожжение на каменной вымостке), так и в инвентаре (украшения западнофинских типов). Предметы вооружения представлены популярными в регионе и поэтому интернациональными типами. Это наглядно вы-ступащее соответствие отнюдь, как это становится в свете последних исследований все более очевидным, не означает продолжения массового переселения из Западной Финляндии через область Хяме на Карельский перешеек. Исследование погребального инвентаря показывает, что между Районом Турку - Лайтила - Каланти в Юго-Западной Финляндии и Карельским перешейком аналогий вещам из погребений на перешейке не находится и поэтому естественно предположить морской путь. По всей видимости, этих носителей западнофинской культуры не так привлекали новые земли, как возможности контроля за торговыми путями, по которым можно было попасть далеко на север, вплоть до Белого моря, и за торговлей пушниной.

Формируется местный рынок, обслуживающий транснациональную торговлю по Волжскому (восточному) пути. В зададнофинскую по облику культуру здесь, в Приладожской Карелии, добавляются общебалтийские, интернациональные элементы (браслеты, фибулы, определенные типы мечей, топоров и копий). Тем самым "викингский" облик могил усиливается. Карелия входит в область западнофинской культуры, после чего ее можно считать общефинской. Однако одна важная особенность рассматриваемой территории проявляется уже па этом этапе, предшествующем сложению собственной карельской материалъной культуры. Это избирательность, предпочтение лишь части украшений, а именно - наиболее популярных в Западной Финляндии и в целом на Балтике. ПРОИСХОДИТ формирование определенного "вкуса". На следующем этапе эта вещи воспроизводятся уже на местах а тем самым местные мастера приобретают навыки ювелирного производства.

В XI в. при сохранений в культуре присущих эпохе викингов черт (погребальный обряд, некоторые формы вещей) наступает отчетливый перелом в развитии населения. Могильники меняют свой облик: они значительно беднее, но самое главное - их функционирование не было кратковременным, многие продолжали использоваться и в последующую эпоху крестовых походов. Уже существующие к этому времени центры концентрации населения: Кякисалми (ныне г. Приозерск), Ряйсяля (Мельниково), Саккола-Лапинлахти (Ольховка) - продолжают развиваться и усиливаться. Проявляются новые - как, например, Кууппала в Куркийоках и Хелюля в Сортавале (городище Паасонвуори и др.).

Новым фактором, делающим возможным существование на ограниченной территории значительного количества людей, становится земледелие, которое, как показывают палеоэкологические исследования, последова-тельно и неуклонно развивалось начиная именно с этого времени. Земледелие, таким образом, становится основным формирующим поселенческие центры фактором, который, наряду с хорошим качеством земли, возможностями торговли (богатые промысловые ресурсы, удобные водные пути, продукты сельскохозяйственного производства), и составил фундамент процветания карел в последующую эпоху, основу их экономической безопасности. Военно-политическая составляющая безопасности обеспечивалась отлаженными экономическими и союзническими отношениями с Новгородом вкупе с поголовным вооружением мужского населения и наличием хорошо укрепленных крепостей. Из расположенных главным образом по Вуоксе поселенческих центров к XII - XIII вв. формируется известное по новгородским летописям племенное образование Карельская (Корельская) земля.

Одной из главных особенностей существования и функционирования уже сложившейся ко второй половине XII в. карельской средневековой племенной (со своей территорией) и культурной общности явилось развитие в рамках, обозначенных выше, поселенческих центров - основы будущих погостов и позднейших приходов. Именно в этих центрах (рис. 1) складывалась и переживала расцвет средневековая карельская культура. Благодаря такого рода поселенческой структуре формировались местные ремесленные центры, продукция которых, соответствуя в целом принятым во всей древней Карелии формам и типам украшений, вносила местный колорит в национальный женский убор на уровне вариантов в орнаментации и выбора определенных, более популярных в данной местности типов украшений.

другой характерной для этой эпохи особенностью является наличие всех основных видов археологических памятников (следов), отражающих, таким образом, многие стороны жизни древних карел. Это поселения, могильники, жертвенные и культовые места, укрепленные городища, монетные и вещевые клады, отдельные находки вещей, к тому же от этого времени (XII - ХIV вв.) сохранились письменные источники, в основном новгородские и другие древнерусские летописи.

В этих условиях, при наличии целого комплекса археологических памятников, для их интерпретации, выявления максимально узких хронологических пластов и тенденции развития древнекарельского общества во времени чрезвычайную актуальность приобретает разработка детальной хронологической шкалы для всех категорий памятников. Основой для такой работы послужили материалы карельских грунтовых могильников, исследованных еще в конце XIX в. Характерной чертой карельских могил этой, так называемой эпохи крестовых походов в Финляндии, придающей им ярко выраженное своеобразие, является большое количество женских украшений костюма, число которых в случае коллективных могил о двумя-четырьмя погребенными (в этом случае всегда имеются захоронения мужчин) увеличивается. Это обстоятельство делает возможным установление надежной относительной хронологии, выявление динамики развития материальной культуры и погребальной обрядности. Находки карельских вещей в хорошо датированных культурных слоях древнего Новгорода и других городов-крепостей Северо-Запада России, существующие хронологические схемы по отдельным категориям вещей дают надежные основания и для абсолютной датировки вещей из могил, как мужских, так и женских, а также содержащих аналогичные изделия культурных слоев поселений и укрепленных городищ, вещевых кладов, других категорий памятников.

В результате рассмотрения погребального инвентаря нами выделены три группы женских и две группы мужских могил. Хотя между входящими в группы могилами и существует разница во времени совершения захоронения, детальный анализ инвентаря приводит к выводу, что большая часть могил хронологически достаточно близка друг к другу. Наиболее старшие могилы датируются второй половиной XII в. или его концом - первой половиной ХШ в., могилы следующей группы - ХШ-м веком, наиболее младшие - тем же ХШ в. - началом ХIV в. К сожалению, считающееся точным датирование о помощью радиоуглеродного метода на материале из карельских могил не проводилось, другие же методы датировки не позволяют определить точные даты, хотя из анализа материала становится очевидным, что имеется группа могил, содержащих, по всей видимости, изделия одного ювелира или вышедшие из одной мастерской. Они, следовательно, относятся к очень узкому горизонту.

Обоснование такого ответственного вывода вытекает из уже выше отмеченного богатства карельского женского убора, содержащего целый набор различных бронзовых и серебряных украшений, а также из манеры украшать их гравированным орнаментом. В этом случае на рисунке (линейный или растительный орнамент) буквально читается "рука мастера", поскольку, помимо наличия различных орнаментальных мотивов, еще и сам рисунок наносился в различной технике. Также и отлитые в литейной форме украшения имеют на поверхности определенные орнаментальные мотивы (овально-выпуклые фибулы о "ракообразным", "зооморфным" орнаментом и т. д.). На этой основе построена типология наиболее типичных для карельской культуры украшений (рис. 2). С ее помощью определяются, с использованием хронологических шкал, относящиеся к одному и тому же временному горизонту вещи на всей территории их нахождения.

Таким образом, можно говорить не только в целом о карельской культуре ХШ - ХIV вв., как это происходило ранее, но и "привязать" отдельные могилы на могильниках и другие вещевые находки к определенному уровню культурного слоя на поселениях, "разводя" таким образом как могильники, так и различные горизонты культурного слоя (к примеру, в Кореле и на Тиверском городке) по более узким хронологическим горизонтам. В итоге получается более динамичная и многообразная картина развития древнекарельского общества и его культуры. Использование подобной методики рассмотрения археологического материала в сочетании с возможностями определения возраста бревен построек и других сооружений из раскопок древней Корелы методами дендрохронологии и радиоуглеродного анализа позволяет по-новому рассмотреть взаимосвязь ремесленно-торговых и племенных центров с округой, в том числе (и в первую очередь) их влияние на развитие ремесла и материальной культуры карел в целом.

Возникновение Кякисалми (новгородская Корела с 1310 г.), Тиверского городка и Выборга завершило формирование Карельской (Корельской) земли. Расположение упомянутых укрепленных пунктов и наиболее густонаселенных и развитых поселенческих центров на Вуоксе указывает на роль последней как стержневой карельской артерии, формирующего всю поселенческую структуру фактора. Трудно переоценить роль этой водной системы в развитии экономики и торговли древней Карелии. Внутрикарельские связи хорошо прослеживаются по вышедшим из одной мастерской или изготовленным одним мастером украшениям, выявляемым в различных частях перешейка и даже за его пределами. Международные торгово-экономические связи находят свое отражение в материале кладов, могильников и поселений. В свете последних исследований можно утверждать, что возникновение торгово-ремесленных центров с функциями также и укрепленных племенных центров приходится на период расцвета карельской культуры в конце XII - ХШ в. Об этом свидетельствуют даты нижних слоев Корелы, относящиеся ко времени не позднее первой половины - середины ХШ в., а также хронология вещевых находок во всех перечисленных городках. Рассмотрим их подробнее.

Кякисалми-Корела (Корельский город)

Наиболее масштабные работы здесь были проведены в 1970-х гг. (А.Н.Кирпичников) и в 1989 - 1990 и 1992 - 1993 гг. (А.И.Сакса). В результате этих раскопок вскрыты древнейшие горизонты культурного слоя на крепостном острове, выявлена хорошая, сопоставимая с новгородской, сохранность дерева и других органических остатков, а также зафиксированы следы ремесленного производства, собрана богатая коллекция предметов материальной культуры. На этом фоне в новом свете предстают также данные летописных источников, рассказывающие о событиях, связанных о Кякисалми-Корелой. К настоящему времени раскопками исследованы все культурные слои древнего города. Нижний, лежащий на материке (голубая глина), слой датируется первой половиной - серединой Ж в. Расплывчатость в датировке происходит от объективных причин: древесина, которую можно датировать о точностью до года рубки дерева, не всегда имеет такую сохранность, при которой остаются неповрежденными внешние кольца и даже кора.

Первые известия о карельском укреплении в устье Вуоксы связаны с попытками шведов взять под свой контроль Приладожскую (восточную) часть Корельской земли, центром которой являлась небольшая островная крепость. Попытка эта не удалась: новгородцы, осознав опасность, шведов прогнали и крепость основательно укрепили. По прошествии пятнадцати лет, в 1310 году, как теперь уже документально подтверждено, на этом же месте были построены новые укрепления, ставшие опорой новгородской власти в Карелии.

Археологические раскопки прояснили историю городка на Вуоксе. Благодаря исключительной сохранности дерева вое периоды его строительной истории, начиная о карельского племенного центра, относящегося ко времени не позднее первой половины XIII в., и продолжая известным по летописи временем его укрепления в 1295 и 1310 гг., хорошо фиксируются в культурных напластованиях крепостного двора. Некоторые вопросы возникают в трактовке слоя крупнозернистого песка мощностью до 0,5 м, перекрывавшего самый ранний строительный горизонт. Его характерной особенностью является большое количество керамики, исключительно круговой, щепы, залегающей также и слоями, оплавленных кусочков бронзы и целых изделий из металла, рыболовных грузил и поплавков. Особо следует отметить, что среди вещей, значительную часть которых составляли украшения (в том числе и карельских типов), имеют формы, бытовавшие задолго до основания поселения, могильника. Для могильников эпохи меровингов и эпохи викингов в Восточной Финляндии и Карелии характерно именно малое количество керамики.

Еще одно наблюдение, сделанное в процессе раскопок, свидетельствует о сложной гидрологической ситуации в устье Вуокcы при слиянии ее с Ладогой, постоянно изменяющемся уровне воды в реке. Проведенные нами замеры показали, что на момент формирования нижнего строительного горизонта, залегающего на глубине около трех метров от современной дневной поверхности, уровень воды в Вуокcе был всего лишь на 34 см ниже уровня упомянутого горизонта, В дальнейшем тенденция сводилась к повышению уровня, что вынуждало постоянно укреплять берег, существенно также поднимая его, то хорошо видно на планах и разрезах раскопа. По-видимому, в процессе одной из таких подсыпок на край острова была принесена земля (крупнозернистый песок) из центральной части острова либо из какого-то другого расположенного неподалеку места. Такого рода подсыпки делались неоднократно, причем земля бралась из одного места, что видно как по характеру песка, так и по находимым в нем вещам.

Тиверский городок

Это островное укрепленное поселение располагается в центральной части Карельского перешейка на месте Тиверских порогов, примерно в 14 км к югу от поселка Мельниково. До искусственно произведенного спуска воды в Вуоксе в районе Кивиниеми (ныне Лосево) в 1857 г. оно располагалось на острове, омываемом двумя рукавами реки. Тиверский городок, находясь на одном из самых сложных и стратегически важных участков восточного рукава Вуоксинской системы, контролировал и обслуживал путь из Финского и Выборгского заливов в Ладогу, формируя совместно о Выборгом и Корелой систему прикрытия центральных районов Корельской земли от неприятеля.

Относительно даты возникновения упомянутого укрепления среди исследователей нет единого мнения. Финские археологи, начавшие работы на городище еще в конце XIX в., принимали за время его сооружения X век или время около 1000 г. (Ю.Айлио, А.Хакман), не исключая и более позднюю дату - XII в. (Ю.Ринне). С.И.Кочкуркина, проводившая в 1970-е годы раскопки на городище, относит его основание ко времени между 1293 и 1323 гг., ссылаясь на то, что Ореховецкий договор запрещал возведение новых крепостей по обе стороны границы и, с другой стороны, строительство крепости на Вуоксе стало актуальным после возведения шведами Быборгского замка в 1293 г. А.Н.Кирпичников, также изучавший укрепления Тиверского городка, справедливо отмечая, что Ореховецкий мир часто нарушался и что новгородский летописец не упоминает городка во время походов шведов в устье Вуоксы в 1295, 1322 и 1337 гг., полагает, что основание его могло состояться в конце 1330-х годов или даже во второй половине ХIV в. В письменных источниках Тиверcкий городок впервые встречается в списке "всем градом русским дальним и ближним", составленном в 1390 - 1396 гг. Последнее упоминание содержится в новгородской летописи, в записи о взятии его шведами зимой 1411 г.

В настоящее время, используя более дробную хронологию и типологию карельских древностей в сочетании о результатами полевых работ последних лет, стало возможным по-новому рассмотреть материалы раскопок 1970-х годов. Среди них присутствует ряд вещей эпохи викингов. Вое они обнаружены в южной части раскопа. Здесь при рытье погреба в конце XIX в. был найден клад серебряных вещей. В состав клада входили 11 украшенных филигранью бусин, двойная плетеная цепочка о наконечниками, головное украшение из серебряной проволока ("сюкере"), круглая о филигранью подвеска, две восточные монеты о ушками (894 - 902, 976 гг.), круглый медальон, две новгородские монетные гривны и три отпиленных от них кусочка. Часть перечисленных украшений характерна и для других карельских кладов из Сипилянмяки в приходе Саккола (ныне Громово) и Кильпола в Хийтола. В них также находились отсутствующие в Тиверском кладе типичные для карельского костюма подковообразные фибулы, что расширяет возможности датирования.

Как нами уже выше было отмечено, время бытования этих, характерных для периода расцвета украшений устанавливается в промежутке от конца XII в. до конца ХШ- начала XIV в. Следует особо отметить, что погреб был вырыт на валу. Клад, таким образом, был заложен в толще вала, или, что представляется более вероятным (в том числе и по глубине его залегания), вещи оказались в культурном слое поселения, перекрытом позднее валом. Культурный слой фиксировался и в других , подвергавшихся в разное время раскопкам частях вала. Собственно и зам вал, защищавший южную часть острова, насыпан изкультурного слоя. Причем состав вещей из культурного слоя и засыпки вала не различается. Следовательно, вал появился лишь после того, как культурный слой на городище уже сформировался, и время его сооружения можно отнести с большой вероятностью к концу эпохи крестовых походов (1050 - 1300 гг.) и даже к более позднему времени. Если исходить из предположения, что клад был оставлен в культурном слое, то вала на месте его нахождения еще не было в конце XII в., возможно, даже в первой половине ХШ в., поскольку именно к этому времени относится часть вещей клада, а также обнаруженные в засыпке вала копоушка и керамика.

Найденные в засыпке вала вещи и интенсивный черный цвет земли могут указывать на то, что вал был насыпан о использованием земли о площадки городища после разрушительного вражеского нападения и перед угрозой нового. Это предполагает, что поселение на острове было уничтожено пожаром, в результате которого и формируется подобный слой. Учитывая представленные выше наблюдения, мы можем констатировать, что как предшествующее сооружению поселение, так и этап существования уже укрепленного городка укладываются в один и тот же временной и иоторико-культурный интервал - вторая половина эпохи крестовых походов и начато раннего средневековья (конец ХII - ХIV вв.). Это период расцвета Тиверского городка и одновременно последний этап его существования.

Отнюдь не случайно вое ранние находки предметов эпохи викингов и эпохи крестовых походов происходят из южной части городища. В северной же части выявлены прежде всего следы производственной деятельности. Это несходство подчеркивается различием в характере укреплений: вал в южной части городка и каменная стена - в северной. Полагаю, что вал является более ранним сооружением по отношению к каменной стене, - это было отмечено и А.Н.Кирпичниковым. Есть основание предполагать, что вал первоначально защищал лишь южную часть острова, на которой и сосредоточены вое ранние находки. На каком-то этапе и здесь принялись возводить каменную стену, следы которой фиксируются внутри вала, но по каким-то причинам она осталась недостроенной и ее компенсировали насыпкой вала.

В уточнении этапов строительной биографии острожка могут помочь летописные известия о походах шведов на Карельский перешеек. Путь из Выборга в Ладогу лежал по Вуоксе мимо Тиверского городка, и поэтому при усилении внешней угрозы его следовало укрепить. Шведы предпринимали походы на Кякисалми (с 1310 г. Корела) в 1294/95, 1314, 1322, 1337 и 1338 гг. Из них лишь целью двух походов - 1294/95 и 1322 гг. -было захватить военным путем крепость; как и в случае о Кякисалми, шведы могли захватить и сжечь во время похода 1294/95 г. и Тиверский городок.

Известно, что до завоевания шведами Западной Карелии на месте будущего Выборгского замка и в Кякисалми были уже карельские укрепления. Несомненно, таковое существовало и у Тиверских порогов. Общей чертой всех этих вуоксинских укреплений было их островное расположение. Эта сформировавшаяся к ХШ в. цепочка сделала Вуоксу внутренней карельской артерией, осью, на которой сформировалась Корельская земля. Но в этой системе, как мы уже неоднократно подчеркивали ранее, было одно слабое звено: тот, кто овладевал этими городками, получал под свой контроль всю Карелию. Это хорошо понимали шведы, отправившиеся немедленно после постройки Выборгского замка на завоевание центра восточной, приладожской части Карелии - Кякисалми. Новгородцы, потеряв западные карельские погосты, не могли допустить столь резкого нарушения равновесия, установившегося в результате многолетней борьбы со Швецией в восточной части Балтики. В Кореле о 1310 г. находился новгородский гарнизон, власть в крае осуществлялась наместниками.

Последний всплеск обострения этой борьбы наблюдался накануне подписания Ореховецкого мирного договора в первой четверти ХIV в. С этим временем может быть связано какое-либо очередное укрепление и Тиверского городка. К этому столетию относится и сооружение каменной стены в северной части острова.

В заключение этого достаточно краткого обзора развития Карелии до окончательной потери самостоятельности карельской знати в начальные десятилетия ХIV в, следует упомянуть о плодотворном международном и междисциплинарном сотрудничестве на Карельском перешейке. В раскопках на крепостном острове на протяжении двух полевых сезонов участвовала археолог Пирьё Уйно из Финляндии; бывали и другие археологи из соседней страны. Материалы раскопок анализировались как в нашем Институте истории материальной культуры Российской Академии наук (РАН), так и в научных центрах Финляндии: Музейном ведомстве, университетах Турку иЙоенсуу, Геологической службе Финляндии. С российской стороны в работах принимал участие Институт озероведения РАН.

Нельзя не отметить и тесное сотрудничество о музеями, а также со многими частными лицами, жителями Карельского перешейка и Северо - Западного Приладожья.

  

 

Главная страницаКонтактная информацияПоиск

Сделано учащимся школы №386 Полуяхтов В.А.
Copyright © 2003 doksi@yandex.ru

Hosted by uCoz