Северная Ингрия Родина для ингерманландца
История Инкери Ижора, финно-угоры
Вепсы Петрозаводск 
Водь Кирхи 
Корела и Русь Приозерск, Круглая башня, Корела 
Уголок Краеведа Ссылки
Губернатор В.Я.  Семья Вилкоуку из деревни Вилкоуку
Фотогалерея

Город в деталях
 

Водь
Кирха в Мельниково (Ряйсяля). 
Кирха в районе дер. Ромашки (бывш. Vuoksela)
Кирхи в Токсово, Осиновой Роще и Приозерске.


Водь
 

Самоназвание вадьялайн, живут в Ленинградской области. Относятся к беломорско-балтийской расе большой евоопеоидной расы. Водский язык, относящийся к (трибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный.

Водь ("вожане") - древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в.; с вхождения в состав Новгородских земель среди води постепенно распространяется православие. В источниках XVIII в. известны также как чудь. Водь, переселенная в XV в. Ливонским орденом на латышские земли, известна как кревинги. Сокращение численности води в средние века связано с войнами на территории Ингрии и постепенной ассимиляцией русскими и ижорой.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца XIX в. усиливается отход в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние. До начала XIX в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек - льняная белая, у замужних - синяя суконная, поверх - короткая кофта; пожилые женщины носили одежду типа рубахи. Головные уборы включали жесткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника, одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники, украшенные вышивкой, нитью, бисером, раковинами каури. Водь, жившая по р. Луге, носила поверх рубахи несшитую юбку, заимствованную у западной ижоры. Во II половине XIX в. обычным становится русский сарафан. Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности. Характерны общедеревенские культовые братчины с коллективной варкой пива. До XX в. сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

История води.

Местом расселения водского народа за несколько столетий до современной эпохи были территории от Северо-Восточной Эстонии до Ладожского озера, а на юге тянулись до самого Новгорода. Однако в XIX-XX вв. водь жила только в деревнях Западной и Северной Ингерманландии, к северо-востоку от Нарвы. Осенью 1990 г. финские учёные получили от официальных советских властей информацию, что в Советском Союзе проживает 67 человек водской национальности. Водский язык относится к южной ветви прибалтийско-финской группы финно-угорских языков ближайший родственный ему язык - эстонский (северные говоры). Практически можно считать водский язык мёртвым, в бывших когда-то водскими деревнях им владеют лишь несколько человек преклонного возраста, да и те используют имеющий водский субстрат диалекта ижорского языка.

Мнения учёных относительно этногенеза водского народа и формирования его языка разделились. Согласно наиболее известной точки зрения, предками води были переселившиеся к востоку от реки Нарвы северные эстонцы, которые в продолжение I тыс. н. э. стали отдельным народом. По другой гипотезе, водский народ сформировался из местного населения эпохи неолита и раннего железного века, которое как в этническом, так и в лингвистическом отношении находилось в более близком родстве с жившими западнее эстонскими племенами.

Самые ранние археологические находки, которые можно отнести к предкам водского народа, восходят к IV-V1I вв. и. э. Вместе с ижорцами водь являлась коренным населением территории Ингерманландии. Их земли лежали вдоль важнейших торговых путей с востока на запад на юго-восточном побережье Финского залива Переселенческий поток восточнославянских племен (кривичей и словен) в VI-VIII вв. достиг земель между озёрами Пейпус (Чудским) и Ильмень, а в Х в. постепенно распространился и на другие области Ингерманландии.

В древнерусских летописях название различных прибалтийско-финских народов впервые встречается в связи с рассказом об основании Новгорода (859 г.) в форме "чудь" - этноним, в котором наряду с другими следует видеть, вероятно, и водский народ. Под 1069 г. водский народ первый раз упоминается отдельно под именем "водь", когда водская рать в союзе с полоцким князем напала на Новгород, но потерпела поражение. Начиная с XI в. водь попадает в зону влияния Новгорода, и их зависимость от феодальной Новгородской республики в последующие столетия возрастает всё больше. Населённые водью земли стали северной частью Новгородского княжества.

С середины XII в. водь уже сражается вместе с новгородцами с племенем Ямь (Емь по-фински h(me), а в XIII в. - против шведских и немецких рыцарей-крестоносцев причём земли води часто разоряют чужие войска, а сотни и тысячи жизней её жителей уносят различные эпидемии. С 1270 г. водь и ижора несли воинскую повинность в новгородских дружинах. В Новгороде военная и политическая власть находилась в руках восточных славян, хотя, по сведениям одного письменного источника, на новгородском вече говорили главным образом "по-чудски". Таким образом, водь играла достаточно важную роль в жизни новгородского города-государства. В XIII в. населённые водью территории простирались от реки Нарвы до реки Ижоры и от Финского залива до города Гдова.

Интерес к водским территориям проснулся и у католической церкви. Папа Александр III в своей булле конца XII в. упоминает язычников Водской земли (pagani Watlandiane). Несмотря на то, что водь приняла православие, папа римский в 1255 г. назначает на карельских и водских землях своего епископа. Водской землей живо интересовался и немецкий рыцарский орден, его войска часто вторгались туда. В 1440-е гг. они увели с собой захваченных водских пленников, которых затем поселили в Курляндии. К середине XIX в. называемые местным латышским населением "кревепсши" (русскими) потомки водских пленников были полностью ассимилированы.

В 1478 г. Московское великое княжество присоединило к себе Новгород, разделив его земли на пять административных единиц, одна из которых стала называться "Водской (Вотской) пятиной". В 1484 и 1488 гг. большое количество води было силой вывезено в среднерусские земли, а на их место переселили русских. Вероятной причиной насильственного выселения была необходимость обеспечения безопасности пограничных областей Русского государства. Этой же цели служило также обращение в православие, распространению которого на водских землях уделялось особое внимание, ибо оно служило опорой власти и верным залогом русской гегемонии. Несмотря на это, в середине XVI в. два новгородских епископа жалуются, что водь по-прежнему держится своих языческих верований. Позже на этих территориях усилилась миссионерская деятельность русской церкви. На внедрение православия указывает тот факт, что в среде коренного населения вошли в обиход русские имена, дававшиеся при крещении.

С 1617г. на протяжении почти целого столетия Водская земля была частью Швеции. Из-за насильственного обращения в протестантство и налогового бремени многие из водского народа бежали в Россию, а на их место поселили финнов из Юго-Восточной Финляндии, исповедовавших евангелистскую веру.

В годы Северной войны (1700-1721 гг.) этот край вновь сменил хозяев, после тяжёлых битв русский царь Пётр Великий основал на его землях город Санкт-Петербург (1703 г.), а большое количество води выслали в Казань. В новую столицу и её окрестности прибыло много русских жителей, что привело к значительному усилению уже начавшейся ранее ассимиляции води. Фавориты царя получили земельные угодья и поместья в Ингерманландии, и повинности сельского населения ещё более возросли.

К середине XIX в. стало ещё слабее самосознание води как народа, последним бастионом которого являлся водский язык. К этому времени почти половина води знала русский язык, ибо почти полностью находилась под воздействием русской культуры, его усилению способствовало и православие. Хотя у води имелся свой самобытный фольклор, материальная культура и обычаи, всё больше распространялись русские песни и русский уклад, русский быт. Во второй половине XIX в. численность карел, ижорцев и вепсов существенно выросла, в то время как количество води уменьшилось до одной пятой от прежнего количества.

Численность водского народа с середины прошлого века и до наших дней изменяласьсь следующим образом:

1848 - 5148 чел.

1917 - прибл. 1000 чел.

1926 - 705 чел.

1942 - 300-500 чел.

1959 - прибл. 50 чел. (владеют родным языком - 70%)

1982 - 66 чел.

1989 - 62 чел. (владеют родным языком - 50%)

Водь с течением своей истории ассимилировалась не только с русскими, но и эстонцами, финнами, ижорцами. В 1930-е гг. води было уже так мало, что орган советской власти посчитали ненужным создавать для них литературный язык. Практически уже тогда молодёжь пользовалась русским языком.

Ускорению процесса ассимиляции води способствовали и советские органы власти. Часть водских крестьян была депортирована, а оставшихся насильно загнали в колхозы. Водь ограничивали в использовании лодок, ловле рыбы, развитии домашних ремесел. Всё это вынуждало водь уезжать в города. Mногие подвергались репрессиям из-за своей веры, других ссылали потому, что они признавали себя русскими. Последний удар существованию водского народа был нанесен, по всей видимости, тогда, когда его представители прекратили заниматься традиционными ремеслами и оставили привычный уклад жизни (возделывание земли, животноводство, рыболовство, народное прикладное искусство).

Вторая мировая война также способствовала углублению вышеупомянутых тенденций, поскольку из-за близости водских территорий к Ленинграду они оказались на линии фронта. При отступлении финских и немецких оккупантов водь так же как финны-ингерманландцы и ижорцы, была эвакуирована в Финляндии. После войны возвращавшихся на свои земли жителей советские власти расселяли по всей стране, и лишь после 1956г. он и смогли вновь вернуться на родину, но тогда в их домах уже по большей части жили русские семьи.

Подобно ливам, в отношении водского народа тоже самым удивительным является то, что он сохранился вплоть до наших дней, ибо у води никогда не было ни, своей самостоятельной административной территории, ни литературного языка и письменной литературы, ни обучения на родном языке; да и история их не щадила, поскольку войны, эпидемии, голод, депортации, эвакуации безостановочно сменяли друг друга. Населённые водью земли лежали в исключительно важном в стратегическом плане месте, и это стало решившим его участь фактором в жизни маленького народа, который с точки зрения своей численности и истории никогда не принадлежал к "великим народам", но, храня верность своему традиционному укладу, всегда хотел жить на земле отцов и дедов.

 

Кирха в Мельниково (Ряйсяля). Год постройки -1816 (?).


Кирха в районе дер. Ромашки (бывш. Vuoksela)

Поселок Vuoksela к сожалению на современных картах не обозначен. Расположен он был напротив поселка Ромашки, что в 12 км от ж.д. платформы Лосево приозерского направления. Кстати, из Ромашек остроконечная часть кирхи видна через р.Воукса. Но для того чтобы подъехать нужно вкруговую примерно 20 км. Сегодня здесь находится чудом сохранившаяся финская кирха в полуразрушенном состоянии. Людей не видел, только пять собак облаяли меня сверху до низу. Так как я оказался не прошенным гостем, фото пришлось производить не выходя из машины. Рядом с кирхой расположился солидный особняк из калиброванного бревна, тут же гостевой домик и вероятно баня. Что находится внутри не знаю, но снаружи очень впечатляет. Практически на кирхе установлена спутниковая антенна. Территория особняка и кирхи огорожена одним забором из сетки, все видно, но не подойти. Все окна и двери на кирхе заколочены оцинкованным железным листом, кровля в нескольких местах обвалилась От бывшего финского поселка осталось немногое. Несколько домиков местных жителей, прямо на берегу.

Кирхи в Токсово, Осиновой Роще и Приозерске.

PhotoSite. Фотографии Санкт-Петербурга, пригородов и окрестностей.

Фотографии были сделаны в мае-августе 2001 года.

Кирха в Осиновой Роще (Haapakangas) построена совсем недавно, году в 1997-1998. Самая же старая из представленных, кирха в Токсово (Toksova), 1887 года, если верить Евгению Балашову, при этом, она имеет классический вид и выглядит вполне современно для построек такого рода. Кирха же в Приозерске (Käkisalmi), построенная в 1930 году сложена из тесаного камня и кажется сооружением средневековой эпохи.

 

 

Главная страницаКонтактная информацияПоиск

Сделано учащимся школы №386 Полуяхтов В.А.
Copyright © 2003 doksi@yandex.ru

Hosted by uCoz